Newsmaker.md: Подозрительные связи. Зачем в Молдове создали платформу OpenMoney, и при чем тут MTender, персональные данные и кумовство

Некая компания раз за разом выигрывает миллионные тендеры на поставку стройматериалов разным госинститутам. Ее владелец – бывший начальник управления одного министерства. Связь очевидна. Именно такие связи показывает платформа с базами данных openmoney.md, запущенная три года назад. В конце осени этого года откроется ее новая версия. О том, чем она будет отличаться от первой, почему имена владельцев важнее названий компаний, и при чем здесь MTender, NM поговорил с создателем платформы, владельцем IT-компании Sensmedia Павлом Новаком.
«Невозможно все спрятать в Excel»
Что это за платформа такая — openmoney.md?

Эта платформа представляет собой простую и удобную базу данных, с помощью которой можно отслеживать через госзакупки связи между компаниями, их владельцами и госорганами. Платформу создали в 2017 году после хакатона HACK Corruption, на котором обкатывались разные идеи для усиления борьбы с коррупцией в Молдове. Я участвовал в этом хакатоне c ребятами из своей IT-компании SENSMEDIA. Подумали тогда: о, тимбилдинг, будет интересно.

Сама идея мне пришла в голову давно. Я довольно тесно связан с медиа и знаю о том, как необходима такая база данных. В 2009-2014 я занимался видео на Unimedia, потом мы делали сайты для разных независимых СМИ в Молдове, некоторые продолжаем обслуживать до сих пор.

Вовремя хакатона решили, что надо по максимуму собрать открытые данные на одной платформе. В то время были данные на date.gov.md о компаниях, учредителях и их участии в тендерах, но это были гигантские таблицы в Excel с 20 тыс. листами. Вручную искать нужные сведения было очень сложно.

У нас тогда даже слоган был — «Невозможно все спрятать в Excel». Мы же искали реальных бенефициаров государственных закупок.

С какими трудностями вы столкнулись при реализации проекта?

В первую очередь с ошибками в данных. К примеру, в экселевских таблицах часто названия компаний были с ошибками или написаны по-разному: то с тире, то с пробелом, то капслоком, то указано SRL, то — нет. Это очень затрудняло импорт данных. Если бы сразу был указан идентификационный номер (IDNO) компании, проблем было бы в разы меньше.

Поэтому первые наши данные были не самого высокого качества. Это данные о тендерах за 2015-2016 годы и первую половину 2017. На их основе были сделаны несколько журналистских расследований.

Мы даже получили одну повестку в суд. Жалобу написала компания DAAC-Hermes. Дело в том, что у нас была рубрика «Подозрительные связи», куда попадали тысячи компаний-победителей тендеров на госзакупки, если, примеру, у нескольких компаний был один и тот же учредитель или все тендеры выигрывали дочерние компании какого-то холдинга. В итоге DAAC- Hermes не понравилось, что она попала в такую рубрику, они утверждали, что с их контрактами все хорошо и прозрачно.

Да, возможно, если какое-то госведомство закупило автомобили марки Skoda или Dacia у DAAC-Hermes, оно и вынуждено обслуживать их у дочерней компании, поэтому мы сказали «окей» и назвали эту рубрику «Сложные связи». Ведь у нас не было задачи делать выводы, это работа журналистов.

Читайте дальше статью на Newsmaker.md.

Leave a Reply